Новости

Что чувствует наркоман и алкоголик или как мы лечим на 2-ом месяце реабилитации?

Что же не так с чувствами зависимого?

Рот на замке

Наркоманию и алкоголизм часто называют “болезнью замороженных чувств”, и не случайно. По мере того, как человек употребляет наркотики или алкоголь, он теряет навыки самоанализа, и всё сводится к чисто животному инстинкту – не чувствовать или просто оградить себя от всего того, что может доставить боль (рыдающие близкие, дети, милиция, мама и папа) и употребить во что бы то ни стало. На самом деле, каким бы подонком или дрянью не выглядел употребляющий алкоголь или наркотики человек, помимо удовольствия от вещества он часто переживает болезненные чувства, так как нарушает множество правил морали и внутренней совести, испытывает вину по поводу своей личности и употребления. Родные часто по телефону говорят, что он – как будто зомби, ничего не чувствует. В психологии это явление принято называть алекситимией (в переводе “нет слов для чувств”).

Умоляю, Прости

Давайте представим, что после очередного скандала дома – муж пообещал, стоя на коленях, что это было в последний раз и что он больше пить не будет. Таких обещаний он давал тысячи раз, НО В ЭТОТ РАЗ – ВСЁ БЫЛО СЕРЬЁЗНО! Речь шла про развод, а семья для него ценна. И вот спустя время, когда всё улеглось, к нему приходит мысль: «Эх, как же сейчас было бы хорошо выпить». И тут внутри у зависимого начинаются торги и самая натуральная битва. Одна часть его вспоминает про данное жене обещание, а вторая жаждет выпить немедленно. И вот в чём вся соль зависимости: он разводит себя и употребляет, а после употребления испытывает такое сильное чувство вины, что просто блокирует его и снова хочет заглушить. И как он это будет делать? Всё правильно, конечно же, выпьет или употребит наркотик! Зависимый старается как бы не замечать эти чувства, так как эти эмоции болезненные, а перестать употреблять самостоятельно он не может.

Человек замёрз

Появляется своего рода запрет (эмоциональная репрессия). Если есть запрет на некоторые чувства, и они замораживаются, то в итоге возникает некое подобие цепной реакции, и остальные чувства также «замерзают». В итоге, теряется общая эмоциональная чувствительность, постепенно формируется алекситимия. Родные и близкие, соседи и коллеги видят, как за годы употребления изменился человек. Его как будто что-то съедает изнутри. И сами зависимые, когда прибывают в центр и начинают лечиться, почти все как один говорят, что у них как будто «дыра» внутри и показывают на грудь. Кредит. который он взял у алкоголя или наркотиков, вначале давал ему силы. Он был в центре внимания, становился смелым, был душой компании. Мог забыть о некоторых проблемах. Но пришло время платить по счетам. Он стал банкротом, и крайняя точка – это одна мысль– употребить, чтобы никто и ничто не сдерживало. Вот почему такая ругань и скандалы в семье, когда близкие хотят, чтобы он не употреблял. А ему кажется, что его лишают самого главного. Самого ценного. Каково родным и близким это ощущать?!

Что мы делаем с его чувствами?

Бъёт кулаком в стену

Как вы уже поняли, зависимый — это оголенный, открытый нерв, которому больно, больно от всего. Больно воспринимать, больно жить, больно вспоминать о своих прошлых делах, больно смотреть в будущее, потому что страшно. И мы работаем над его чувствами, чтобы он мог в дальнейшем воспринимать вызовы, тяжести этого мира адекватно.

Гордыня

За долгие годы употребления и игр с совестью его личность как бы разделилась на 2 части! Первая из них появляется под влиянием алкоголя или наркотиков. Мы называем её АЛКОГОЛЬНАЯ или НАРКОТИЧЕСКАЯ ГОРДЫНЯ или «Я – ПРЕВОСХОДСТВО»! Тогда зависимый испытывает чувство власти. Он стремится быть в центре внимания. Его могут воспринимать как «душу компании». Он убеждает окружающих в том, что он говорит – это единственная мудрая истина. Критические замечания воспринимает как неуважение к себе. В таком состоянии алкоголик или наркоман не видит ни одной причины к принятию выздоровления или просьбы о прощении. Он убежден, что контролирует свое употребление и может перестать употреблять тогда, когда сам того пожелает. Он не замечает собственных проблем. Не признает себя зависимым, что приводит его к выводу, что он может беспрепятственно продолжать употребление.

Ничтожество

Также существует и противоположная часть – «Я – НИЧТОЖЕСТВО». Активизируется у алкоголика или наркомана тогда, когда ослабевает действие вещества. Многие зависимые описывают такое состояние, как «моральное похмельное», которое в разы тяжелее физического. В такие моменты в сознание алкоголика или наркомана проникают печальные последствия его поведения. Одна мысль: что я натворил? Появляется чувство вины и стыда. В таком состоянии алкоголик оценивает себя крайне сурово, как самого ужасного человека. Может порождать суицидальные мысли и даже попытки суицида, потому что он уверен, что такой, как он, не имеет права жить. Он прячется, изолируя себя от людских глаз. Уверенность, что он «недостойный», осложняет оказание ему помощи.

Тёмный лес

Обе крайние полярности – как ощущение собственной силы, так и ощущение собственной безнадежности – подкрепляют дальнейшее употребления алкоголя или наркотиков.

Рассвет в лесу

Задача психологов, психотерапевтов и консультантов Реабилитационно-адаптационного тренингового центра “12 Регион”– научить зависимого смирению – точке, находящейся посередине двух полярностей. Я не Бог, но я и не Ничтожество. Я человек, который начал менять свою жизнь и жизнь своих близких.  Проводится подкрепление в области ценности своих сильных сторон и принятия своей ограниченности, принятия помощи, слушания других людей, соблюдения правил и подчинение авторитетам, уважение к самому себе, несмотря на свои слабости. Наш реабилитационный центр учит зависимого понимать и выражать свои чувства. Проживать их. И мы помогаем вернуть ему эту жизнь, вернуть то, что в нём заложено, его настоящего, его чувствующего, его живого!